Россия, Краснодарский край, Геленджик, улица Гоголя, 17, 3 этаж
Телефон:
+7 (918) 297-13-89
Круглосуточно
whatsapp telegram vk email

Лишив меня морей анализ

Лишив меня морей анализ

«И белый, черный, золотой — печальнейшее из созвучий. «

Цветовая лексика в поэтических произведениях О. Э. Мандельштама.

В одной из самых интересных работ, посвященных исследованию поэтического творчества О. Э. Мандельштама, — в статье Ю. И. Левина, Д. М. Сегала, Р. Д. Тименчика, В. Н. Топорова, Т. В. Цивьян «Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма» — утверждается, что поэт создал гибкую, принципиально открытую для всевозможных влияний и перекличек поэтическую систему, способную сконцентрировать на пространстве творчества, понимаемого как единый текст, и даже на пространстве отдельного стихотворения, включенного в универсальную систему взаимодействий, весь мировой культурный опыт.

В организованной таким образом поэтической системе каждый элемент ее составляющий приобретает особую важность, т. е. каждое слово участвует в выражении общего смысла стихотворения, а комплекс ассоциаций, этим словом порождаемый, расширяет и углубляет смысловую структуру стихотворения.

Именно поэтому в «смысловой» или «семантической» поэзии Мандельштама важное значение принадлежит цветовой лексике. Цветовые атрибуты позволяют более точно и в то же время более ярко и образно описать признаки, качества, свойства реалий окружающей действительности, изображаемых поэтом. По словам акад. Л.В. Щербы цветопись является «одним из существенных элементов стиля писателя, посредством которого выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений». Кроме того, цветовые характеристики благодаря своей смысловой и эмоциональной насыщенности являются одним из средств воплощения эстетических идеалов автора, выражают его оценки и отношение к описываемому, служат раскрытию идей, представлений и взглядов поэта, т. е. особенностей его мировосприятия.

Использование цветовой лексики в поэтическом творчестве О. Э. Мандельштама отличается разнообразием, конструкции со значением цвета характеризуются спецификой своей системной организации и своеобразием грамматического выражения.

Объектом нашего анализа послужили 426 стихотворений поэта, написанные им в период с 1906 г. по 1938 г. (за исключением поэтических переводов, детских и шуточных стихов). В них мы выделили 67 различных цветообозначений, составляющие более 500 словоупотреблений.Кроме того, цветовые характеристики в произведениях О. Э. Мандельштама дополняются лексикой, которая содержит информацию о вторичных признаках цвета — яркости и насыщенности — без указания на основной цветовой тон. Такая лексика объединена в 18 групп, которые составляют более 320 словоупотреблений.

В произведениях поэта наиболее употребительными являются цветовые характеристики реалий, номинации которых включены в следующие лексико-семантические группы (ЛСГ):

  1. растительный мир, ландшафт и рельеф;
  2. стихии;
  3. небо, светила, части света (эти ЛСГ входят в состав семантического поля “природа”);
  4. организм человека;
  5. предметы быта и других сфер деятельности человека;
  6. строения, населенные пункты (данные ЛСГ включены в семантическое поле “человек”).

При описании и мира природы, и мира человека в произведениях поэта преобладают цветообозначения из состава ЛСГ черного, синего и желтого цветов.

В. Б. Микушевич считает, что в поэзии Мандельштама трагическое противопоставляется скучному. Черно-сине-желтую цветовую гамму никак нельзя назвать «скучной», во-первых, вследствии контрастности данных цветовых тонов, во-вторых, благодаря яркости (желтый, золотой, синий и др.) входящих в эту гамму оттенков.

Таким образом, трагическая направленность мировосприятия Мандельштама, воплощенная в его поэтическом творчестве, проявляется и в цветовых характеристиках реалий окружающей действительности и складывается во многом за счет негативных коннотаций цветообозначений из состава ЛСГ черного, синего и желтого цветов.

Черный цвет трагичен сам по себе, это цвет, символизирующий безнадежность, безрадостность, страх, опасность и т. д.; ему свойственны в основном отрицательные коннотации. Например:

В черном бархате советской ночи,

В бархате всемирной пустоты

Все поют блаженных жен родные очи,

Все цветут бессмертные цветы. (I, 149). (Цитаты приводятся по изданию: О. Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 4-х томах. — М., 1994. В скобках указывается номер тома (римская цифра) и номер страницы (арабская цифра).

Желтый цвет в произведениях Мандельштама также обладает отрицательными коннотациями, он символизирует тревогу, страх, опасность, зависть и т. д. Например:

Две лишь краски в мире не поблекли:

В желтой — зависть, в синей — нетерпенье. (III, 52).

Показательны следующие словосочетания: «небес тревожна желтизна», «златая пустота», «зловещий деготь и желток», «страшное желтое солнце» и т. п.

Синий цвет в художественной литературе связан с образами неба и моря. Мандельштам как поэт, воспринявший и переосмысливший мировой культурный опыт, в своих произведениях широко использует именно такие сочетания: «синее море», “горячая синева неба», «голубые волны», «голубое сердце неба» и др. Образ моря ассоциируется со свободой (например, пушкинское: «Прощай, свободная стихия. «), а образ неба — с божественным началом.

Творчество в понимании Мандельштама воплощает в себе вечное стремление к свободе, к чему-то высшему, к некоему творческому идеалу. Трагизм здесь проявляется в том, что в советском государстве, современном поэту, творческого человека всячески ограничивали в свободе, в открытом выражении своих идей и чувств. Однако даже в таких условиях художник не может молчать, не может смириться с существующим порядком:

Лишив меня морей, разбега и разлета

И дав стопе упор насильственной земли,

Чего добились вы? Блестящего расчета:

Губ шевелящихся отнять вы не могли. (III, 94).

Все сказанное выше сконцентрировано в этом стихотворении в двух оппозициях:

1) свобода («море», «разбег», «разлет» — небо) — насилие, отсутствие свободы («насильственная земля»);

2) бесконечность («разлет» — небо) — ограниченность («дав стопе упор»).

В творчестве О. Э. Мандельштама значимым является не только то, к каким ЛСГ цвета относятся преобладающие цветообозначения, но и характер их употребления — узуальный или индивитдуально-авторский.

В зависимости от того, какие цветовые характеристики использует поэт при описании реалий окружающего мира — узуальные, отражающие закономерные представления, или индивидуальные, свойственные только автору, — в поэтических произведениях Мандельштама нами выделены два стиля употребления цветовой лексики, условно обозначенные (по аналогии с обозначениями в живописи) как классический и импрессионистский.

I. Классический стиль характеризуется традиционным, свойственным всем носителям русского языка употреблением цветообозначений для описания предметов и явлений реального мира, изображаемых в произведениях поэта. В плане языкового выражения данный стиль отличается отсутствием промежуточных и двучленных цветообозначений, т. е. сложных цветообозначений, содержащих несколько цветов (типа черно-желтый, серо-зеленый и др.) или состоящих из двух частей, одна из которых указывает на цвет, а вторая — на его качество (например, темно-синий, ярко-красный и др.).

Цветовые характеристики данного стиля в поэтическом контексте выступают в функции изобразительных эпитетов; к этому же стилю относятся и фольклорные эпитеты. Именно поэтому использование цветообозначений классического стиля можно назвать ритуальным, так как оно отражает общенародные представления:

Серую пыль поднимают копытами

И колеи оставляют изрытыми.

Все на железных конях. (I, 32).

Там, где купальни, бумагопрядильни

И широчайшие зеленые сады,

На реке Москве есть светоговорильня

С гребешками отдыха, культуры и воды. (III, 61) и др.

II. Доминирующая роль в раскрытии особенностей авторского мировосприятия принадлежит импрессионистскому стилю употребления цветовой лексики. Один из исследователей творчества О. Э. Мандельштама — С. Кантор, — размышляя об увлечении поэта живописными работами импрессионистов (К. Моне, Дега, Ренуар и др.), пришел к выводу о том, что Мандельштам был связан общностью художественного принципа с течением импрессионизма в живописи, а потому его интерес к творчеству этих художников был далеко не внешним.4

«Стихи О. Мандельштама, — утверждает С. Кантор, — задуманы и выполнены как построение из слов как таковых», они напоминают работы в технике раздельного мазка и красочного пятна: слово и входит в композицию среди себе подобных, и выполняет экспрессивно-изобразительную функцию, и сохраняет всю свою замкнутую самоценность, что позволяет ему жить внутри стиха самостоятельной жизнью, играть всей своей ассоциативной структурой и устанавливать отношения с другими словами не по синтаксической смежности, а по семантическому притяжению или звуковому подобию».5

Импрессионизму в живописи свойственны изображение мира в его подвижности, фиксация сиюминутного впечатления. Особый акцент делается на свете, воздухе и их потоках, четкие контуры предметов могут отсутствовать; картина предстает как чистое «настроение» из раздельных красочных пятен, исходящее из учета их взаимных цветовых притязаний.6

В поэзии О. Э. Мандельштама этот эффект достигается употреблением разнообразных промежуточных цветообозначений, окказиональных наименований цвета; тончайшая цветовая дифференциация показывается также с помощью двучленных цветообозначений и лексики, содержащей информацию о яркости и насыщенности цвета без указания на основной тон (типа темный, светлый, сумрачный, сияющий, туманный и т. П.). Весьма важную роль здесь играет то обстоятельство, что цветовые характеристики импрессионистского стиля используются в основном в сочетании с лексикой, употребленной в метафорическом значении.

В тексте стихотворений цветообозначения импрессионистского стиля могут выступать в составе метафор (сюда же можно отнести олицетворения и метафорические сравнения): “великолепный изумруд” листьев рябины, “голубое сердце неба”, “черные озера асфальта”, “зеленый телеграф” садов, “забременевшее лазурью” небо, “заржавленная булавка звезды” и многое другое; а также в качестве окказиональных эпитетов, которые могут быть выражены или индивидуально-авторским неологизмом (например, “черноголубые волосы”, “черноречивое молчание”, “летуче-красный полумесяц губ”, “тревожно-красный рот”, “голуботвердый глаз” и др.) или оксюморонным сочетанием цветовой характеристики с номинацией реалии окружающего мира,отражающим авторские представления (“серебряные облака”, “сиреневый пожар”, “пестрый туман”, “красное дыхание”, “черно-желтый свет”, “черное солнце”, “черная любовь” и т. Д.).

Основными художественными функциями цветовой лексики импрессионистского стиля являются:

1) усиление выразительности словесных образов и их эмоционального воздействия на читателя;

2) участие в выражении идейного содержания и эмоционального настроя стихотворения, а также авторских оценок, взглядов и чувств;

3) расширение семантической структуры словесного образа за счет ассоциативных связей сочетающегося с ним цветообозначения;

4) создание индивидуально-авторских поэтических образов.

Концептуальное значение цветовой лексики в творчестве поэта обычно “растворяется” в содержании контекста в целом, т. е. цветовые характеристики дополняют общий смысл произведения, расширяют и углубляют его, но ни в коем случае не вступают с ним в противоречие.

Мировосприятие Мандельштама, одним из способов выражения которого является цветовая лексика, можно назвать амбивалентным. С одной стороны поэт любуется окружающим миром, наслаждается его красотой, а с другой — осмысление действительности приводит к тому, что она воспринимается Мандельштамом как нечто пугающее, вызывающее тревогу, заставляющее грустить:

И — белый, черный, золотой —

Печальнейшее из созвучий —

И окончательной зимой. (I, 43).

Для периодов “Камня” и “Tristia” характерно такое отношение к мироустройству в целом; в творчестве же 1925 — 1938 гг. проявляется неприятие поэтом официальной государственной идеологии. Для этого времени характерно более трагическое мировосприятие поэта: на фоне красоты природы страшный лик существующего общественного порядка, его разрушительный характер делается еще заметнее, вызывает у поэта желание покончить с ним, даже ценой собственной жизни.

В приведенных выше строчках обнаруживается еще одна особенность импрессионистского стиля использования цветообозначений в поэзии О. Э. Мандельштама: восприятие какого-либо цвета в “созвучии” с другим. Приведем еще один пример:

Тени лица восхитительны —

Синие, черные, белые. (III, 140).

Не случайно в “созвучие” поэт объединяет контрастные цвета. Во-первых, это усиливает выразительность поэтического образа, а во-вторых, является еще одним средством выражения двойственности авторского мировосприятия. Именно это обстоятельство обуславливает широкое использование Мандельштамом оксюморонных сочетаний цветовых атрибутов и номинаций предметов и явлений, взаимоисключающих друг друга, например, “белые тени”, “черно-желтый свет”, “желтый сумрак”, “небес златая пустота”, “черное солнце”, “черный пламень” и др.

Любимым цветом у Мандельштама является черный цвет (около 90 словоупотреблений), а среди лексики, указывающей на яркость и насыщенность цвета без указания на основной тон, также лидируют слова со значением “темный”, “мутный”, “сумрачный”, “тусклый” и т. п. Это обстоятельство подтверждает наши выводы о том, что в поэтическом творчестве О. Э. Мандельштама воплощается трагическая направленность мировосприятия художника слова.

  1. Цит. По: Павлов И. С. Семантическая поэтика и комплексный анализ текста // “Отдай меня, Воронеж. ” Третьи международные Мандельштамовские чтения. — Воронеж, 1995. — с.122 — 132.
  2. Щерба Л. В. Избранные по русскому языку. — М., 1957. — с. 97.
  3. Микушевич В. Б. “Ценностей незыблемая скала” (трагическое в поэзии Мандельштама) // Филологические записки: Вып.2. — 1994. — с.23-24.
  4. Кантор Е. “В толпокрылатом воздухе картин. ” (о поэтике О. Мандельштама) // Литературное обозрение. — 1991. — №1. — с. 62.
  5. Там же. — с. 67.
  6. Там же. — с. 68; Денвир Б. Импрессионизм: художники и картины. — М., 1994. — с. 82-86.

Источник

Тема трагедии личности и народа в поэзии О. Мандельштама

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны.

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

I. Трагичность судьбы О. Мандельштама.

II. “Я говорю за всех с такою силой”.

1. Мандельштам о месте человека во Вселенной.

2. Философская проблематика стихотворений поэта.

III. “Лишив меня морей, разбега и разлета…”.

У Осипа Мандельштама есть стихотворение “Нашедший подкову”. Подкова всегда приносит счастье. У Мандельштама такой “подковой”

И все же “подкова” не принесла ему счастье. Судьба поэта была трагична. Первый раз его арестовали в тридцать четвертом году.

Основной причиной была эпиграмма на Сталина. Второй арест – за контрреволюционную пропаганду. В пересылке под Владивостоком, не добравшись до Колымы, Мандельштам умер. Место захоронения поэта обнаружено только в конце двадцатого века, а его могила, как и могила М. Цветаевой, никогда уже не будет найдена.

Мандельштам, по словам М. Дудина, “изгой и пасынок судьбы”.

Он был высокой правде рад

И прожил жизнь свою поэтом.

Был только в этом, только в этом.

Одна из основных тем творчества О. Мандельштама – трагедия личности, народа. Вопрос о месте и назначении человека, о трагедии личности в мире хаоса поднимался Мандельштамом еще в период первой мировой войны и революции. Мандельштам не задавался вопросом принятия или непринятия революции. Этот вопрос был для него столь же нелеп, как, скажем, вопрос о принятии стихии, грозы, бури.

Другое дело – вопрос о месте человека в этой разгулявшейся “природноисторической” стихие, в этом мире хаоса, в мире, где нет гармонии. Поэт говорит об одиночестве и ненужности человека перед лицом “природноисторической бури”. Вероятно, так Мандельштам называл революцию и все последующие события.

С точки зрения Мандельштама, человек находится под властью времени и истории, любви и смерти. Жизнь человека быстротечна. Поэтому во многих стихотворениях Мандельштама звучит мотив скорби, одиночества, необратимости времени и в то же время утверждается ценность жизни: ведь как бы трудно не было, человек все равно стремится жить и любить.

Мандельштам – поэт-философ. Для его творчества характерно образно-ассоциативное мышление. Тютчевская философия становится для Мандельштама основой творчества. Его волновали проблемы взаимосвязи человека, цивилизации, Вселенной.

Человек, как крошечная песчинка, как кристаллик соли, ничтожно мал по сравнению со Вселенной. Но в то же время он велик. Разум его способен вместить всю Вселенную.

Города разрушаются, цивилизации исчезают, нет ничего вечного. И только человеческий разум не оскудевает. Однако бесчеловечная насильственная власть извращает характер человеческого существования: “Мы живем, под собою не чуя страны”.

Эти строки звучат как приговор всей узаконенной системе страха и насилия. В стихотворении показана картина разрушения даже самых нерушимых связей: со страной, с близкими людьми. Центральный образ стихотворения – воплощение какого-то безликого, дьявольского существа.

Этот “получеловек” лишен лица и речи. Бесчеловечность для него является нормой поведения. Все построено на страхе, насилии, что приводит к трагичности личности, а следовательно, и всего народа.

Помоги, Господь, эту ночь прожить:

Я за жизнь боюсь, за Твою рабу,

В Петербурге жить, словно спать в гробу.

Мандельштам как бы предчувствовал свою судьбу. Но как поэт-философ он незадолго до смерти размышлял о том, что смерть сама по себе не страшна и не трагична. Смерть – это последний шаг человека к полному растворению в безграничности бытия.

Лишив меня морей, разбега и разлета

И дав стопе упор насильственной земли,

Чего добились вы? Блестящего расчета:

Губ шевелящихся отнять вы не могли.

Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой “Реквием”Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. А. Ахматова План I. Трагическая судьба поэтессы. II. “Реквием” – поэма, посвященная репрессиям. 1. История создания поэмы. 2. Трагедия женщины, матери, человека. 3. Тема памятника в поэме. III. Трагедийность поэзии […].

Лирика истории (о поэзии О. Мандельштама)В письме Мандельштама к Тынянову есть слова: “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе”. Ничего не скажешь – все исполнилось, все сбылось. Словно алмаз на стекле, словно резцом по камню мандельштамовское слово преодолело материю […].

Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой “Реквием”“А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы не единого удара Не отклонили от себя…” А. Ахматова У каждого поэта – своя трагедия. Именно она и интересна современникам. Трагедия Анны Ахматовой в том, что, когда в ее стихах зазвучали подлинно гражданские мотивы, она была вынуждена молчать. Поколение не знало своего поэта. Для многих […].

Тема творчества в лирике О. Э. МандельштамаО. Э. Мандельштам – не повсеместно известный лирик, но без него не только поэзия “серебряного века”, а вся русская поэзия уже непредставимы. Возможность утверждать это появилась лишь недавно. Мандельштам долгие годы не печатался, был запрещен и практически находился в полном забвении. Все эти годы длилось противостояние поэта и государства, которое закончилось победой поэта. Но и […].

Отражение времени в поэзии О. МандельштамаМне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей… О. Мандельштам Идеалом, мечтой О. Мандельштама всегда была свобода: свобода выбора, независимость от общественного мнения и от сковывающих волю и действие обстоятельств. Наверное, поэтому Мандельштам одним из первых среди русских поэтов XX века сумел распознать опасность, угрожавшую человеку, рабски покорному духу времени. Талант […].

Своеобразие лирического героя поэзии МандельштамаТалантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам “выплескивал” в свои стихи. Именно поэтому творчество этого поэта столь трагично, наполнено страхом, волнением, болью за судьбу страны и за свою судьбу. Известно, что Сталин очень не […].

Любовь к искусству и к поэзии у МандельштамаОчень трудно человеку жить с сознанием, что вся рота шагает не в ногу и один только он, злополучный прапорщик, знает истину. Особенно если “рота” эта – весь многомиллионный народ. Остаться вне народа всегда было для него страшней, чем остаться вне истины. Вот почему этот жупел – “враг народа” – действовал на душу русского интеллигента так […].

Что можно сказать о первых произведениях Мандельштама?Интерес Мандельштама к литературе проявился уже в годы его учебы в петербургском Тенишевском училище и был поддержан преподавателем-словесником В.В. Гиппиусом, оказавшим на буду­щего поэта большое влияние. Первые стихотворения написаны Мандельштамом в 1908 г. и напечатаны в альманахе “Аполлон” в 1909 г. К этому времени относится знакомство Мандельштама с И.С. Гумилевым, В. Ивановым и другими литераторами. […].

Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова “Судьба человека”В наше время отношение к творчеству Шолохова весьма неоднозначно. Теперь, спустя десятилетия, мы знаем, что роман “Поднятая целина” был написан по заказу Сталина, а следовательно, целью этого произведения было восхваление эпохи коллективизации. Но совсем иное отношение у современного читателя к удивительному рассказу-эпопее “Судьба человека”. Ничто не способно изменить нашу реакцию на судьбу героев этого произведения. […].

Творчество О. Э. МандельштамаЛичная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично, что типично для времени, в котором он жил и творил. Человек, поставивший свободу творчества, чувство собственного достоинства выше обстоятельств, обречен. Арестами и гибелью закончились его личные страдания. А поэзия Мандельштама еще почти полвека была арестованной и распространялась только в списках. В ранних поэтических произведениях Мандельштам […].

Анализ поэзии О. МандельштамаИскренне, не без мучительных эмоций писал О. Мандельштам. Его лирический герой остро переживает внутреннюю, душевную неуютность. В таком настроении причудливые подозрения вдруг обретают вещный облик, часто пугающий, поскольку болезненные изломы сообщаются даже природе: Что если над медной лавкою, Мерцающая всегда, Мне в сердце длинной булавкою Опустится вдруг звезда? Иногда мрачная мысль выразительно воплощена в деталях […].

Отражение истории в лирике О. Э. МандельштамаОтражение истории в лирике О. Э. Мандельштама Личная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично. Он творил и жил в непростую для страны эпоху сталинского тоталитаризма. Если в своих ранних поэтических произведениях Мандельштам любуется красотой природы, в них ощущается полная гармония, единение поэта со всем миром, то позже происходит значительная переоценка красоты и […].

Сочинение на тему: “Творчество Осипа Эмильевича Мандельштама”Критик А. А. Измайлов называл стихотворения Осипа Эмильевича Мандельштама “сущей ерундой”, оказывал им в содержании. Однако Осип Мандельштам знал подлинную цену своему поэтическому дарованию. В письме Ю. Н. Тынянову от 21 января 1937 года он писал: “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются […].

Анализ стихотворения Мандельштама “Я ненавижу светСложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не всегда считал нужным публично афишировать свои чувства. Будучи символистом, Мандельштам придерживался теории о том, что ничего в этом мире не происходит случайно, и любое событие […].

Россия после 1917г. в творчестве О. Э. МандельштамаРеволюция 1917 года для О. Э. Мандельштама, как и для всех людей того времени, была важным событием. Она оставила след не только в судьбе поэта, но и в его творчестве. Несмотря на четкое осознание катастрофичности, Мандельштам не задается вопросом принятия или непринятия революции. Этот вопрос для него столь же нелеп, как и вопрос о принятии […].

Петербург в лирике О. МандельштамаКто, скажите, мне сознанье Виноградом замутит, Если явь – Петра созданье, Медный всадник и гранит? О. Мандельштам Петербург всегда был дорог и близок сердцу О. Мандельштама, потому что здесь прошли его детство и юность. К образу этого города, который неузнаваемо менялся с течением времени, поэт возвращается на протяжении всего своего творчества. Даже не называя его, […].

Петербург в лирике О. Э. МандельштамаОсип Мандельштам вырос и долгие годы жил в Петербурге, но стихов, посвященных этому городу, у него не так много. Однако некоторые из них известны, насколько могут быть известны стихи долго пребывавшего в забвении автора. Петербург Мандельштама предстает часто со своей внешней стороны, поскольку автору свойственно погружение в архитектурную тематику. У него есть стихотворения, как бы […].

Тема и проблема трагедии и героизма русского народа по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.)Творческая деятельность Михаила Шолохова тесно связана с судьбой русского народа. Сам писатель оценивал свое произведение “Судьба человека” как первый шаг на пути к созданию целой книги о войне. Андрей Соколов родился в тысяча девятисотом году. Он по своему поведению, характеру и взглядам на жизнь – типичный представитель нашего народа. Вместе со своей страной он проходит […].

Анализ стихотворения Мандельштама “Смутно-дышащими листьями”Мир стихом Осипа Мандельштама достаточно мрачен и неприветлив. Отчасти это объясняется тем фактом, что родным городом поэта является Петербург, сырой, холодный и неприветливый. Но именно в северной российской столице Мандельштам чувствовал себя наиболее уютно и комфортно, он знал тайны старинных зданий и улиц, по которым когда-то ступала нога Пушкина. Мрачная неприветливость Петербурга созвучна с душевным […].

“Я ненавижу свет” анализ стихотворения МандельштамаИстория создания Стихотворение “Я ненавижу свет” было написано Мандельштамом в 1912 г. и напечатано в сборнике “Камень” (1913). Литературное направление и жанр Это стихотворение первое в сборнике “Камень” имеет близкие к акмеизму образы: стрельчатой башни, кружева камня, паутины. Эти мотивы сближают стихотворение с “Notre Dame”. Суть образов раскрывается в статье “Утро акмеизма”. Некоторые исследователи трактуют […].

Проблема личности и народа в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”В “Войне и мире” Толстой поднял вопрос о роли личности и народа в истории. Перед Толстым стояла задача – осмыслить художественно и философски войну 1812 г.: “Правда этой войны в том, что она выиграна народом”. Увлекшись мыслью о народном характере войны, Толстой не смог решить вопроса о роли личности и народа в истории; в 3 […].

Социальный характер трагедии личности в новеллах ХемингуэяВ трагедии американских ветеранов войны, многие тысячи которых были полностью или почти полностью лишены средств к существованию и не могли найти работу, особенно поражают два эпизода. Первый произошел в 1932 году, когда ветераны двинулись в знаменитый поход на Вашингтон, требуя выдачи пособия. Правительство Гувера жестоко расправилось с изголодавшимися людьми. “В Вашингтоне участники похода ветеранов войны,- […].

Анализ стихотворения Мандельштама “Дано мне тело – что мне делать с нимВопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы. Между тем, литература все больше и больше привлекала Мандельштама своей широтой суждений и возможностью самореализации. Но о том, чтобы стать поэтом, автор всерьез задумался лишь […].

Биография Осипа МандельштамаДата рождения: 15 января 1891 года Дата смерти: 27 декабря 1938 года Место рождения: Варшава Осип Эмильевич Мандельштам – поэт и прозаик. Сам свое детство Мандельштам видит полным одиночества и “бездомности”. Ощущая всем нутром сильную несправедливость общества относил себя к отряду разночинцев). Примкнув к акмеистам, которые вышли из символистов Мандельштам отражает это в своем сборнике […].

Анализ стихотворения Мандельштама “Вечер нежный. Сумрак важныйС 1908 по 1910 годы Осип Мандельштам учился в Сорбонне, где познакомился со многими русскими и французскими литераторами. Среди них был и Николай Гумилев, дружбу с которым Осип Мандельштам возобновил после возвращения в Россию. Последний год пребывания во Франции запомнился поэту частыми пикниками. Группа литераторов периодически выезжала на природу, и их излюбленным местом отдыха было […].

Анализ стихотворения Мандельштама “Бесшумное веретено”Согласно классификации знаменитого филолога и литературоведа Гаспарова, 1908 – 1911 гг. – время ученья для Мандельштама. В этот период он пишет стихотворения в духе произведений из сборника “Романсы без слов” величайшего французского поэта-символиста девятнадцатого столетия Поля Верлена. В эти годы создано стихотворение “Бесшумное веретено”, вводящее в творчество Мандельштама два значительных мотива: бесконечности и ритма. Ритм […].

Анализ стихотворения О. Мандельштама “Бессонница. Гомер. Тугие паруса”Творчество Осипа Мандельштама занимает особое место в русской литературе Серебряного века. Его жизнь, как и его произведения, весьма интересна, загадочна и противоречива одновременно. Этот поэт был из тех людей, которые не могут быть равнодушными ко всему тому, что происходит вокруг. Мандельштам глубоко чувствует, в чем истинные ценности и где правда. Творческая судьба О. Мандельштама – […].

Этапы творческого пути Осипа МандельштамаПосох мой, моя свобода – Сердцевина бытия, Скоро ль истиной народа Станет истина моя? О. Мандельштам Поиск ответа на вопрос, вынесенный в эпиграф сочинения, проходит через все многогранное творчество поэта и его нелегкую судьбу. Осип Мандельштам проявил большой талант и мастерство во многих литературных жанрах. Он и поэт, и прозаик, очеркист, эссеист, переводчик, литературный критик… […].

“Батюшков” анализ стихотворения МандельштамаИстория создания Стихотворение “Батюшков” Мандельштам написал в 1932 г. В это время они с женой жили в Доме Герцена. На стене их комнаты висел автопортрет Батюшкова. Но автопортрет был только поводом для обращения к поэзии Батюшкова. Для Мандельштама мотивы творчества поэта-романтика были близки и важны. Мандельштам дорожил прижизненным изданием Батюшкова, которым обладал. Литературное направление и […].

Архитектурные мотивы в поэзии МандельштамаВступление Н. В. Гоголь, статья “Об архитектуре нынешнего времени”: “…Художник выше и выше стремился вознести создание свое к небу, к нему одному рвался и пред ним, почти в виду его, благоговейно подымал молящую свою руку. Здание его летело к небу; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; прозрачный, почти кружевной шпиц, как дым, сквозил […].

Анализ стихотворения Мандельштама “Ленинград”Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя несколько лет в скитаниях. Однако Мандельштам всегда мечтал вернуться в Петербург, который теперь назывался Ленинградом, […].

Взаимоотношения личности и народа в понимании Л. Н. Толстого в романе “Война и мир”Непосредственно к написанию романа “Война и мир” Толстой приступил в октябре 1863 года, а закончил его к декабрю 1869 года. Более шести лет писатель отдал “непрестанному и исключительному труду”, труду ежедневному, мучительно-радостному, требовавшему от него предельного напряжения духовных и физических сил. Появление “Войны и мира” было поистине величайшим событием в развитии мировой литературы. Эпопея Толстого […].

Анализ стихотворения Мандельштама “Раковина”В 1913 году издательство “Акмэ” тиражом в 300 экземпляров выпустило дебютный сборник Мандельштама, получивший название “Камень”. Среди стихотворений, вошедших в него, – “Раковина”. Кстати, именно так должна была изначально именоваться книга. В плане понимания сущности человеческой личности произведение считается программным для творчества Осипа Эмильевича. Раковина в тексте символизирует тело как вместилище духа. Лирический герой в […].

Анализ стихотворения О. Мандельштама “Мы живем, под собою не чуя страны…”Творчество О. Мандельштама занимает особое место в русской поэзии. Известно, что судьба этого человека была не из легких. За свой талант Мандельштам поплатился гонениями, нищетой и, в конце концов, гибелью. Мандельштам не мог спокойно и равнодушно смотреть на то, что творилось вокруг него. И поэтому многие произведения этого поэта носят гражданский и общественный характер. Так, […].

Анализ стихотворения Мандельштама “Звук осторожный и глухойПервый поэтический сборник под названием “Камень” Мандельштам выпустил в 1913 году. Впоследствии он переиздавался с изменениями в 1916 и 1923 гг. Ключевая особенность книги – соединение в ней стихотворений, принадлежащих к двум совершенно разным художественным направлениям: символизму и акмеизму. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, в дебютном сборнике Осипа Эмильевича “суровость Тютчева”, проявляющаяся в серьезности тем, […].

Поэтический язык МандельштамаОсип (Иосиф) Эмильевич Мандельштам появился в то же время и в том же издании, что и Ахматова. Он один из самых неплодовитых поэтов: все им написанное вошло в две маленькие книжки: Камень (1916) и Tristia (1922); в обеих вместе не более ста коротких стихотворений. Мандельштам – человек, пропитанный культурой. Он хорошо знает русскую, французскую и […].

Поэзия и судьба Осипа Мандельштама. “Мне на плечи бросается век-волкодав…”Сегодня стихи Мандельштама уже нерасторжимо связаны со всей русской поэзией, XX век немыслим без царапающей, задевающей за живое лирики бесприютного поэта, не имеющего даже могилы. Его трагическая судьба стала отражением судьбы целого поколения, его поэзия – тревожное эхо лопнувшей сути столетия. В 1913 году вышел из печати первый сборник Мандельштама “Камень”. В ранних стихах Мандельштама […].

Анализ стихотворения Мандельштама “Как кони медленно ступают…”В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”, направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но и напротив – активно продвигал, читая друзьям и знакомым. Пастернак говорил, что произведение не имеет никакого отношения к литературе и может считаться актом самоубийства. В первую ссылку Осип Эмильевич отправился […].

Анализ стихотворения “Tristia” Мандельштам“Tristia” (“Я изучил науку расставания…”. Это одно из цен­тральных стихотворений второго поэтического сборника О. Мандельштама, названного также “Tristia” (1916-1920), в ко­тором желто-черные краски олицетворяют катастрофические из­менения эпохи. Поэт расстается со старым миром, прежними об­разами, усиливается трагизм современного существования. “Tristia” в переводе означает – “скорбные элегии”, “скорбные песнопения”, так называлась книга ссыльного древнеримского поэта Овидия, которую […].

Анализ стихотворения Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих вековНа момент свершения Октябрьской революции Осип Мандельштам уже был полностью состоявшимся поэтом, высоко ценимым мастером. С советской властью отношения у него складывались противоречиво. Ему нравилась идея создания нового государства. Он ожидал перерождения общества, человеческой природы. Если внимательно читать мемуары жены Мандельштама, можно понять, что поэт был знаком лично со многими государственными деятелями – Бухариным, Ежовым, […].

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее